logo
Муниципальное бюджетное учреждение культуры
Бакалинская межпоселенческая
централизованная библиотечная система
header img

Кто приходит в Новый год к народам Башкортостана?

Информация со страницы Культурный мир Башкортостана https://vk.com/kulturarb

А вы знали, что в Республике Башкортостан у Деда Мороза есть «коллеги» разных национальностей? Каждый из них имеет свою историю, оригинальные костюмы и причуды. Историко-культурные центры Дома дружбы народов Республики Башкортостан знакомят с главными героями Нового года.

Башкирский дуэт – Ҡыш Бабай и Ҡарһылыу

Ҡыш Бабай с внучкой Ҡарһылыу (фото из открытых источников)
Ҡыш Бабай с внучкой Ҡарһылыу (фото из открытых источников)

Скорее всего название Ҡыш Бабай – перевод с русского и как имя нарицательное в обиходе появилось около ста лет назад. Новый год у башкир – Нардуган (Нардуған) проводился два раза в год. Тогда “приходил” к народу “Селлә бабай”. Ҡыш Бабай живет в Ишимбайском районе у подножия горы Торатау в юрте вместе со своей внучкой Ҡарһылыу (Снежная Красавица).Для того, чтобы посетить резиденцию Ҡыш Бабая, нужна предварительная запись по телефону +7 (937) 153-2021.

Немецкий дуэт – Вайнахтсман и Кристкинд

Вайнахтсман и Кристкинд (фото из открытых источников)
Вайнахтсман и Кристкинд (фото из открытых источников)

Немецкого Деда Мороза зовут Вайнахтсман. В переводе с немецкого «WEIHNACHTSMANN» означает «рождественский дед». Он приходит в Рождественскую ночь и оставляет под елкой подарки. Одет в красную шубу с белой опушкой и красный колпак. В одной руке он несет мешок с подарками для послушных детей, а в другой – розги для наказания озорников. Вайнахтсмана сопровождает Кристкинд – девочка-ангелочек с белокурыми волосами. Она одета в белый или золотистый наряд, лицо ее скрывает белая вуаль, на голове – корона, символизирующая светящийся нимб, а за спиной – крылышки.

Марийскому Йушто Кугызе – более 1000 лет

Йушто Кугыза со своей помощницей (фото: марийский историко-культурный центр в Мишкинском районе РБ)
Йушто Кугыза со своей помощницей (фото: марийский историко-культурный центр в Мишкинском районе РБ)

Родиной марийского новогоднего персонажа Йушто Кугыза или «холодного старца» считается село Кукнур, относящееся к Сернурскому району Республики Марий Эл. Там находится официальная резиденция Йушто Кугызы. У марийского Деда Мороза есть большая семья: в Кукнуре он с давних пор обитает в просторном каменном доме вместе с супругой Йӱштӧ Кува и двумя детьми – дочерью Теле (имя переводится как «зима») и сыном Пораном, названным в честь вьюги. Также в семье есть внучка, которую прозвали Лумӱдыр, «снежной девочкой». Примечательно, что первые упоминания о Йушто Кугызе датированы X веком и были обнаружены в материалах, относящихся к марийскому национальному фольклору.

Удмуртский дуэт – Тол Бабай и Лымыныл

Тол Бабай и его внучка Ламыныл
Тол Бабай и его внучка Ламыныл

Согласно преданию, много веков назад на удмуртских землях жили великаны — алангасары, а когда пришли люди, те испугались и покинули свои территории. Однако самый маленький не успел за всеми и остался жить один. С тех пор великан стал бродить по окрестностям, изучать природу и набираться разума. По легенде, это и есть Тол Бабай. Встретив однажды детей, он подружился с ними и с тех пор каждую зиму дарит им подарки. А помощницу Лымыныл удмурдскому Дед Морозу соткала из снежинок сама метель. Официальная резиденция — «Усадьба Тол Бабая» — расположена в селе Шаркан, Удмуртия.

Татарский дуэт – Кыш Бабай и Кар Кызы

Кыш Бабай с внучкой Кар кызы (фото из открытых источников)
Кыш Бабай с внучкой Кар кызы (фото из открытых источников)

Как рассказали в татарском историко-культурном центре Буздякского района, легенда о зимнем волшебнике тесно связана с религиозными представлениями древних тюрков. Главным божеством у них был Тенгре. А зима подчинялась божеству рангом пониже – Кыш Тонгресе. Народ этого зимнего бога называл Кыш Бабаем. Именно он устраивал в честь Тенгре веселое празднество. Кыш Бабай всегда приглашал на праздник других богов и духов тюркского пантеона. Обязательно присутствовали любимая дочь зимнего волшебника Кар Кызы, лесной дух Шурале, дух воды Су Анасы. В наше время они материализуются и помогают Кыш Бабаю принимать гостей. Сам праздник Нового года назывался Нардуган и продолжался с 21 декабря по 1 января.

Белорусы знают, как задобрить дедушку Зюзю

Зюзя со своей внучкой Снягуркой (фото из открытых источников)
Зюзя со своей внучкой Снягуркой (фото из открытых источников)

В Белоруссии на Новый год всегда ждут Зюзю. Его имя произошло от слова «зюзець» – мерзнуть. Исследователи считают, что позднее некоторые черты Зюзи воплотились в знакомом всем нам образе Деда Мороза. Однако путать этих персонажей не стоит. Бог зимы вовсе не был добрым и миролюбивым. Он воплощал суровую стихию, был властителем природы в зимнее время. Его главным атрибутом является большая железная булава. Чтобы согреть и умилостивить дедушку Зюзю, белорусы на праздничный стол ставят его любимое блюдо – кутью.

Мордовский Якшамо Атя носит белую рубаху

Якшмао Атя и его родственница Масторава (Матерь-Земля) (фото: мордовский ИКЦ)
Якшмао Атя и его родственница Масторава (Матерь-Земля) (фото: мордовский ИКЦ)

Якшамо Атя – мордовский Дед Мороз. В переводе с эрзянского языка (мордовская подгруппа языков) «холодный дед». Одежда этого кудесника украшена национальным орнаментом. Он носит белую рубаху, подпоясанную красным кушаком. Вместо традиционной шапки на его голове красивое красное очелье. У седовласого старца Якшамо Атя необычный посох в виде рогатины, на котором висят бубенчики. Когда Холодный Дед передвигается по земле, бубенчики извещают своим звоном о приближении мордовского волшебника.

Чувашский Хель Мучи – мультиинструменталист

Хель Мучи (фото из открытых источников)
Хель Мучи (фото из открытых источников)

Хель Мучи – зимний волшебник-даритель из Чувашии. На чувашском языке означает «Старик Мороз». Он проживает в деревне Кшауши – в этноэкологическом комплексе «Ясна» в 30 километрах от столицы республики Чувашия – городе Чебоксары. Внешне чувашский волшебник напоминает обычного Деда Мороза, но отличается большими музыкальными талантами. Он не только сам изготавливает древние музыкальные инструменты – шахлич, купас, кавал, най, но и прекрасно играет на них.

Латышское трио – Сенялис Шалтис, Каледу Сенялис и Каледа

Каледа, Каледу Сенялис и Сенялис Шалтис (фото из открытых источников)
Каледа, Каледу Сенялис и Сенялис Шалтис (фото из открытых источников)
Празднование Нового года в латышском историко-культурном центре в д. Максим Горький Архангельского района РБ
Празднование Нового года в латышском историко-культурном центре в д. Максим Горький Архангельского района РБ

У латышей найдутся сразу несколько зимних персонажей, исполняющих роль Деда Мороза. К детям приходит Сенялис Шалтис, он носит полушубок и вязаные варежки. Кроме него на Рождество в домах появляется Каледу Сенялис – Рождественский дед, а еще очень популярен фольклорный персонаж, герой легенд и сказаний – Каледа – старик в белой шубе.