Почитаем
Лучшие книжки – для Вас ребятишки
Книги Аси Кравченко выходят нечасто, но каждая становится событием или, по меньшей мере, обращает на себя внимание. Возможно, всё дело в умении писательницы взглянуть на привычные вещи под неожиданным углом зрения, распознать в них естественное волшебство, наполнить повествование поэзией, юмором, остроумной выдумкой, живым человеческим теплом.
Не исключение и выпущенная «Самокатом» в серии «Лучшая новая книжка» повесть «Вселенная. Новая версия», в 2016 году удостоенная Международной детской литературной премии им. В. П. Крапивина.
Кравченко, А. Вселенная. Новая версия. — Москва : Самокат, 2017. — 191 с. : ил. — (Лучшая новая книжка).
В отличие от предыдущих своих книг, а «Библиогид» писал как минимум о трёх (см.: здесь, здесь и здесь), во «Вселенной…» Кравченко обращается не к младшим школьникам; в повести отсутствуют сказочные мотивы, а её главный герой — смышлёный подросток Жека, остро переживающий «драму взросления».
Он пишет книгу о конце света, поэтому рассказ ведётся то от первого, то от третьего лица, что сообщает тексту нелинейность и дополнительную глубину. Жека хочет, ни много ни мало, изменить этот мир, он кажется ему настолько неразумно устроенным, что иного пути, кроме светопреставления, он не в силах придумать: «…легче всё сделать заново, — говорит он в воображаемом интервью. — На месте Вселенной я поступил бы так же. Просто признал бы, что с первого раза не получилось». Подростковый нигилизм? Ничего подобного. Слишком мрачно? Тоже нет. Повесть отнюдь не мрачна — напротив, трудно представить себе более жизнеутверждающее произведение. Идею конца света можно трактовать широко — и как своего рода водораздел между детской и взрослой жизнью. Что там, по другую сторону этой черты? Конец всему или начало чему-то новому? Ася Кравченко не даёт готовых ответов, но настойчиво подталкивает читателей к непростым размышлениям на эту тему, провоцирует на диалог, в котором крайне нуждаются люди «переходного возраста». Психолог по образованию, писательница отлично понимает, что «пока дети маленькие — их любят все. Ими гордятся, демонстрируют знакомым. Сюси-пуси. А лет с двенадцати… Кажется, они вообще никому не нужны. <…> А ведь подростки — довольно большой процент населения».
Ася Кравченко ведёт с подростками разговор о том, что по-настоящему их волнует, не теряя здравого смысла и чувства юмора, не впадая ни в уныние, ни в обличительный тон, не придавливая читателя «чернухой», но вселяя в него подспудную убеждённость в том, что несмотря на неизбежные и порой горькие потери в конечном счёте всё будет хорошо. Надо только не изменять самому себе и своим близким, без страха смотреть в будущее, и тогда появится шанс прожить эту жизнь достойно.
Издательство «Эгмонт» порадовало нас новой книгой Михаила Есеновского, вышедшей в серии «Пёстрый квадрат».
Есеновский, М. Ангина Марина. — Москва : Эгмонт Россия Лтд., 2017. — 48 с. : цв. ил. — (Пёстрый квадрат).
Начинаешь читать — и вдруг улавливаешь ритм. Какая странная проза… И никакая это не проза, а вовсе даже стихи, набранные и напечатанные как проза! Стоит это понять, как текст подхватывает тебя и несёт, покачивая, как лодку на волнах. Истории про мальчика Юру — визитная карточка Михаила Есеновского, а «Ангина Марина» — третья часть любимой многими книги «Ур-Юр-выр». В этом сборнике Юра… болеет! Много и со вкусом. Болеет всем, чем только может заболеть человек; болезни сыплются на него, как из рога изобилия. В анамнезе у Юры есть практически всё — от разбитых коленок до рассеянного склероза. Как тут не вспомнить героя Джерома К. Джерома: «Я не буду отнимать у тебя время рассказами о том, чем я заболел. Жизнь коротка, и ты можешь отойти в иной мир, прежде чем я окончу свою повесть. Лучше я расскажу тебе, чем я не заболел: у меня нет родильной горячки. Я не смогу тебе объяснить, почему у меня нет родильной горячки, но это факт. Всё остальное у меня есть». Родильной горячки у Юры тоже нет, но переживать за него не стоит не только поэтому. Юра стоически переносит все испытания и старается найти общий язык с каждой из болячек. И в конце концов с помощью мамы и соседки Даши справляется со всеми напастями.
Несмотря на печальную тему книга вполне оптимистична, а о синяках на мальчишеских коленках Есеновский сочинил настоящий гимн: «И в Аньках, и в Таньках, и в Маньках, и в Ленках есть много всего, но не их в том вина, что только в мужских благородных коленках небесная высь и морей глубина. Да здравствуют наши мужские коленки! Да здравствуют наши на них синяки! Нас вновь ожидают заборы и стенки, асфальта наждак и дверей косяки!»
Замечательные иллюстрации-аппликации художника Юрия Скоморохова изображают и самого Юру, и его болезни забавными и даже трогательными. Становится понятно, что болезни — они как люди, у каждой есть своё лицо и свой характер. И вовсе не со зла они приходят к человеку, а по служебной надобности. После чтения «Ангины Марины» любая болезнь покажется не такой уж и страшной. Тем, кто болеет, болеть сразу станет веселее, а тем, кто здоров, просто будет хорошо.
Дёгтева, В., Гиваргизов, А. Бесконечно ваши, Волк и Красная Шапочка. — Москва : Эгмонт Россия Лтд., 2017. — 63 с. : ил. — (Пёстрый квадрат).
Сразу возникает два вопроса. Первый — очевидный, он лежит на поверхности: неужели Валентина Дёгтева и Артур Гиваргизов начали писать в соавторстве? Второй — ехидный: так кто же из них Волк, а кто — Красная Шапочка? На первый вопрос придётся ответить отрицательно: все миниатюры, попавшие в сборник, сочинены авторами независимо друг от друга (ясное дело, истинно гениальные умы мыслят в одном направлении). На второй же вопрос (или, скорее, подколку) можно разве что отшутиться, мол, сами догадайтесь!
Кроме шуток: книжка получилась очень смешная. Казалось бы, ну что ещё можно выжать из набившей оскомину истории про девочку, которая отправилась навесить бабушку и в глухом лесу повстречала серого волка? «Может, сыграть в детективов? — задумалась Красная Шапочка. — Пьер и Франсуа [те самые охотники] будут прятать бабушкины фамильные драгоценности, а мы будем их искать… Хотя, кажется, и это уже было. Всё было!» И правда — за какой сюжет ни ухватись, кто-то его уже использовал, причём не по одному разу. Будь он неладен, этот постмодернизм! Но нужно знать Дёгтеву с Гиваргизовым — они такого напридумывали!
«…Тут сверху спустилась летающая тарелка с инопланетянами и затянула в себя Волка.
— О! — сказала Красная Шапочка. — А вот этого точно ещё не было».
Искромётные истории из книжки, пополнившей серию «Пёстрый квадрат», так и хочется назвать «вариациями на тему», но это явно не классические вариации, скорее, отвязные джазовые импровизации, талантливо исполненные слаженным трио «А.А.В.»; именно так их представляют издатели. Третий участник коллектива — художник Алексей Капнинский (или просто Капыч), при помощи ярких красок вносящий в общую игру свою собственную лукаво-ироническую интонацию.
Ну, а мы, читатели этой книги, слушаем, смотрим и радуемся.
Строкина, А. Совиный волк. — Москва : РОСМЭН, 2017. — 79 с. : ил.
На этой сказочной повести лежит тень — или, скорее, свет — «Маленького принца». В сюжетах обеих книг нет общего, но на такую мысль наводит соединение сказочного и современного, лирики и морали, а также интонация диалогов девочки и волка, напоминающая диалоги Маленького принца и лётчика, Маленького принца и Лиса.
У девочки есть любящие и любимые родители, но ей бывает одиноко, потому что она живёт в закрытом военном городке, как и сама Анастасия Строкина в детстве, «на Севере, таком крайнем, что за его краем ничего как будто и нет — только холодная тяжёлая вода, в которой живут мрачные тёмные рыбы». И тогда она подолгу разговаривает (или молчит) с диковинным совиным волком Бубо, свободным и мудрым.
Теперь девочка понимает Север, полярный день и полярную ночь увереннее, чем раньше. В сказке много размышлений на экологические темы, причём не только о животных и растениях и бережном, внимательном отношении к ним. Читатели встретят здесь рассказы о Командире, сошедшем с ума из-за гибели вверенных ему людей, о затопленной в Карском море атомной подводной лодке К-27, о Трифоне Печенгском, в XVI веке основавшем монастырь в том месте, где живут девочка и совиный волк, — монастырь, разрушенный в советское время. Взрослые, может быть, с некоторым удивлением прочтут эти рассказы в детской книжечке, а дети просто прочтут их, и, наверное, это правильно.
Книга издана при поддержке Русского географического общества и Центра «Амурский тигр».
Стихи о храброй старушке и её приключениях Анна Игнатова написала давно — многие о них слышали, но немногие читали. И вот, наконец, стихотворение вышло отдельной книжкой — в переплёте, с отличными иллюстрациями Анны Кузиной. Подарок, а не книжка.
Игнатова, А. Вышла из дома старушка. — Москва : Издательский Дом Мещерякова, 2017. — 31 с. : ил. — (Такие вот истории).
Художница нашла обаятельный образ, отлично совпавший с содержанием. Сама же история о приключениях храброй старушки — не только захватывающее, но и очень весёлое чтение. В какие только опасные переделки не попадала старушка по дороге в гастроном! Однако тревожиться за её жизнь не стоит: старушка оказалась не только смелая и решительная, но и обладающая редким умением в трудную минуту сосредоточиться и избрать верную тактику. Не старушка, а самый настоящий адмирал. А ещё старушке помогали все, кто с ней встречался, поэтому приключения получились скорее забавными, чем опасными. И такими необыкновенными, что даже Фёдор Конюхов позавидовал.
В пандан к истории про старушку-путешественницу Издательский Дом Мещерякова выпустил ещё одну книжку, герой которой — старичок в шляпе.