4 сентября – Валентин Плучек – 115 лет со дня рождения.
Детство и юность.
Отец будущего режиссера Николай Матвеевич Гинцбург принадлежал к старинному клану зажиточных процветавших купцов. В молодости он сочетался браком с дочерью Мордуха Берковича Брука, выходца из творческих интеллигентных кругов Новгород-Северского.
Фанни Матвеевна Брук-Гинцбург создавала уют в доме, жизнь была безоблачной и счастливой, пока не скончался супруг. Женщина, оправившись от трагедии, во второй раз вышла замуж, надеясь, что у сына от прошлого брака появится наставник и друг.
Мальчик неоднозначно воспринял факт присутствия отчима, он предпочитал проводить время в компании соседей и друзей. В раннем детстве Валентин Плучек убежал от приемного родителя и воспитывался в интернате с детьми из несостоятельных семей.
В годы учебы в государственной общеобразовательной средней школе представитель еврейского рода проявил творческий талант. Учителя и одноклассники были на 100 % уверены, что из него выйдет живописец, писатель или музыкант.
По окончании семилетки умный и способный подросток решил присоединиться к «артели» художников и поступил во ВХУТЕМАС. Профессиональные интересы сменились после знакомства с советской драмой, в молодости Плучек ходил на спектакли за неделю по несколько раз.
Игра Всеволода Мейерхольда заставила сменить планы на будущее: Валентину посчастливилось найти место в его экспериментальной мастерской. Прослушав курс сценической речи, юноша решил двинуться дальше, в итоге театральная режиссура стала призванием и судьбой.
Правда, на начальном этапе профессиональной творческой карьеры Плучек являлся статистом в пьесах по мотивам книг. В этот период он увлекся поэзией Владимира Маяковского, полюбив советского футуриста за яркий и образный язык.
Театр и фильмы
В конце 30-х состоялась встреча с драматургом Алексеем Арбузовым, после которой появилась творческая студия в Москве. Имя бывшего детдомовца стало известно широкой публике после премьеры спектакля под названием «Город на заре».
Приход немецко-фашистских захватчиков на территорию Страны Советов отразился на жизни Плучека и замедлил карьерный рост. В драмтеатре Северного флота представителю еврейского рода впервые в жизни был предложен ответственный руководящий пост.
После капитуляции Германии Плучек возвратился в столицу, работал во всероссийском обществе, нацеленном на антизападную борьбу. Увольнение по неизвестным причинам в начале 1950-х положительным образом повлияло на дальнейшую творческую судьбу.
Безработного режиссера приютили в знаменитом Театре сатиры, там он поставил пьесы «Страницы минувшего» и «Клоп». Спустя время Плучек возглавил коллектив выдающихся личностей, и жизнь стала похожей на разноцветный калейдоскоп.
Назначение на должность мужчина отметил яркими, но скандальными представлениями, ставшими предметом обсуждения и темами газетных статей. Спектакли «Василий Теркин на том свете» и «А был ли Иван Иванович» посмотрели и оценили советские зрители.
Заслугой Валентина Николаевича как художественного руководителя считается открытие обладателей славных театральных имен. Андрей Миронов, Александр Ширвинг, Татьяна Пельтцер и Анатолий Папанов с легкой руки ученика Мейерхольда стали звездами тех времен.
Кроме этого, в театр приглашали талантливых молодых режиссеров Евгения Радомысленского, Марка Захарова, Николая Погодина и других. Премьеры, показанные на сцене в 1970-е годы, пользовались уважением и любовью людей зрелых и молодых.
Главными шедеврами самого Плучека сейчас считаются спектакли «Ревизор», «Трехгрошовая опера», «Безумный день, или Женитьба Фигаро». Ряд постановок режиссера стали художественными фильмами, вошедшими с течением времени в золотой фонд мирового кино.
Смерть
Церемония прощания по традиции прошла на сцене Театра сатиры, в последний путь руководителя проводили аплодисменты сотен людей. У могилы на Ваганьковском кладбище трогательные речи сказали супруга Зинаида Павловна и компания ближайших друзей.
Со временем в доме на Большой Бронной улице, ставшем театральным музеем, открылась для посещения квартира, которой владел режиссер. Экспозиция из произведений живописи, предметов быта и фотографий в рядах искушенной московской публики вызвала настоящий фурор.
Тогда же в фильме «Валентин Плучек. В поисках утраченного оптимизма» журналист Денис Чуваев рассказал о жизни творца. Коллеги по профессии, участвовавшие в документальных съемках, сказали, что худрук был верен делу театра до конца.
Фильмография
- 1959 — «Обнаженная со скрипкой»
- 1962 — «Яблоко раздора»
- 1973 — «Безумный день, или Женитьба Фигаро»
- 1974 — «Маленькие комедии большого города»
- 1975 — «Дом, где разбиваются сердца»
- 1978 — «Таблетку под язык»
- 1982 — «Ревизор»
- 1986 — «Ворон»
- 1987 — «Гнездо глухаря»
- 1989 — «Самоубийца»
Спектакли
- 1950 — «Не ваше дело»
- 1953 — «Баня»
- 1955 — «Клоп»
- 1957 — «Мистерия-Буфф»
- 1966 — «Василий Теркин на том свете»
- 1969 — «Безумный день, или Женитьба Фигаро»
- 1972 — «Ревизор»
- 1977 — «Бег»
- 1980 — «Трехгрошовая опера»
- 1984 — «Вишневый сад»
- 1991 — «Идеальный муж»
- 1994 — «Укрощение строптивой»
- 1994 — «Самоубийца»
Источник: https://24smi.org/celebrity/116432-valentin-pluchek.html