logo
Муниципальное бюджетное учреждение культуры
Бакалинская межпоселенческая
централизованная библиотечная система
header img

10 июля 2024 года – 135 лет со дня рождения русского советского поэта Николая Николаевича Асеева (1889 – 1963)

Асеев Николай Николаевич – русский поэт конца девятнадцатого начала двадцатого века. Переводчик, редактор, преподаватель, создатель «Левого фронта», исследователь русского стиха. Автор более тридцати книг в прозе и стихах.

 

ДЕТСТВО И ЮНОСТЬ

О Николае Асееве говорили, что он умрет если у него забрать бумагу и перо. В свое время Владимир Маяковский говорил, что у Николая уверенная хватка, напоминающая его собственную. Алексей Крученых назвал молодого поэта «чистым золотом» или «импульсом».

Детские годы Николая Николаевича проходили в Курской губернии, где он родился 28 июня [10 июля] 1889, в местечке под названием Льгов.

В одном из справочных изданий «Словарь псевдонимов» указанно что настоящая фамилия поэта звучит как Штальбаум. Однако еще при жизни самого Асеева вышло уже четвертое издание того же справочника, в котором он дал опровержение этой информации.

Когда мальчику было всего восемь лет мать мальчика Елена Николаевна, в девичестве Пинская умерла. Отец занимал должность страхового агента и ему по работе приходилось много ездить. Некоторые командировки были достаточно продолжительными, а потому воспитанием юного отпрыска полностью занимался дед, любитель охоты и рыбной ловли. Именно дедушка рассказывал ему захватывающие случаи, что происходили во время охоты. Некоторые выдумки в своей уникальности не уступали знаменитому барону Мюнхайзену. «Я его слушал, открыв рот и стараясь не пропустить ни одного слова. И хотя даже в том возрасте понимал, что большая часть историй это всего лишь выдумка, история так захватывала, что казалось будто она и в самом деле происходила.

После окончания обучения в Харькове отец молодого писателя настоял на продолжении учебы уже в Москве. Здесь он поступает в коммерческий институт, а в свободное время посещает лекции филологического факультета в том же институте. Этот период времени подарил писателю знакомства с Валерием Брюсовым, Вячеславом Ивановым, Федором Сологубом. Главной же встречей стало знакомство с Владимиром Маяковским. Уже позже Асеев скажет: «Встреча с Маяковским изменила ход судьбы. Он стал для меня самым близким человеком».

 

ФРОНТОВЫЕ БУДНИ

Начало первой мировой войны и уже в 1915 году Николая Николаевича Асеева призывают в ряды войск. В перерывах между обстрелами части, Асеев успевал устроить своеобразные чтения. На них он с удовольствием декламировал сослуживцам стихи, а потом попытался организовать спектакль по одному из рассказов Льва Толстого. Что именно не устроило командование непонятно, однако Асеев оказался арестованным. Туберкулезная болезнь в тяжелой форме позволила уехать домой на лечение. Однако спустя год о нем снова вспомнили, и Николай новь отправился на войну.

ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ

 

В 1913 году стихотворения Николая Асеева выходят в альманахе «Лирика». В тот же год совместно с Борисом Пастернаком и Сергеем Бобровым Асеев организовал свою группу футуристов «Центрифуга». Вскоре к ним присоединились и новые участники — Велимир Хлебников, Мария Синякова, Божидар, Григорий Петников.

За четыре следующих года Николай Асеев выпустил пять сборников стихотворений — «Ночная флейта», «Зор», «Леторей», «Четвертая книга стихов», «Оксана».

В апреле 1914 года Асеев начинает сотрудничать с журналом для детей «Проталинка». Там выходят новелла «Подзвонок», в которой отразилось увлечение поэта фольклором, пересказ в прозе избранных мест «Калевалы», рассказы «Княжьи очи» и «Ловчий рог», представляющие собой адаптации исторических и летописных источников, например, «Воскресенской летописи». В июне Асеев уезжает в Харьков к Ксении Синяковой, будущей жене, при этом сотрудничество с «Проталинкой» продолжалось. Осенью вышел авторский сборник «Зор». Позже, во время Первой мировой войны, в журнале был напечатано стихотворение Асеева «Помни!» (1915, № 3) и рассказ «Рядовой Васейка» (1915, № 9). В октябре 1915 г. Асеев был призван в армию на Австрийский фронт. Однако вскоре у Асеева обнаружили туберкулез, и он был на время освобожден от службы.

В 1916 г. вместе с поэтами Божидаром (Б. Гордеевым), Григорием Петниковым, Велимиром Хлебниковым и художницей Марией Синяковой подписывает футуристическую декларацию «Труба марсиан».

В 1917 году был призван повторно в запасной полк в Гайсине. Осенью 1917 года Асеев вместе с эшелоном раненых сибиряков отправлен в Иркутск. Там он оставляет службу и вместе с женой переезжает во Владивосток, откуда надеется переехать на Камчатку.

Однако во Владивостоке Асеев был избран в Совет рабочих и солдатских депутатов и стал начальником биржи труда. Параллельно работал в газете «Дальневосточное обозрение» сначала выпускающим, а затем в качестве фельетониста. Асеев публиковал стихи Владимира Маяковского, Василия Каменского, Петра Незнамова; читал лекции о футуризме. Кроме того, по инициативе Асеева было создано литературное общество «Балаганчик», а в 1920 году — группа «Творчество.

В 1922 году Асеев переезжает в Москву по приглашению наркома просвещения А.В. Луначарского. Продолжает писать произведения, прославляющие новый режим. Особенно популярными стали поэмы «Буденный» (1923) (марш из нее стал известной песней, музыку для которой написал А.А. Давиденко) и «Синие гусары» (1925), сборник «Совет ветров» (1923). В это же время Асеев делает первые шаги в кинематографе: пишет сценарии для фильмов «Необычайные приключения мистера Веста в стране большевиков» и «Федькина правда», участвует в создании «Броненосца “Потемкин”».

Асеев выступил одним из основателей творческого объединения «ЛЕФ», а затем и одноименного журнала, выпускает авторский сборник «Стальной соловей» (1922).

В начале 30-х годов Асеев был избран в редакционную коллегию «Литературной газеты», а впоследствии и в состав правления Союза писателей. В этот период поэт находится в поиске новых жанров: пишет праздничные стихи в газеты, стихотворные отклики «на злобу дня», фельетоны на международные политические темы. Продолжаются и опыты Асеева в жанрах литературы для детей: выходят «зимняя сказка» «Кутерьма» (1930), «Марш международного пионерского слета» (1930), рассказ «Тешка» (1941) и ряд других произведений.

В годы Великой Отечественной войны Асеев уехал в эвакуацию из Москвы в Чистополь. После войны продолжал издавать стихотворные сборники. В 1961 году вышла книга мемуаров «Зачем и кому нужна поэзия».

В последние годы жизни Асеев тяжело болел, однако занимался переводами стихов с польского, чешского, армянского и других языков. 

ДРУГАЯ РАБОТА

В тридцатые годы двадцатого столетия Асееву пришлось поработать в качестве преподавателя, редактора и даже переводчика. В этот период Николая избирают в редакционную коллегию периодического издания «Литературная газета». Немного позже принимают в правление писательского Союза. Этот период так же ознаменовался творческим поиском жанров. Так появились праздничные стихи, отклики на «злобу дня», а также политические фельетоны. Самыми известными из них стали «Берлинский май» и «Надежда человечества».

ЛИЧНАЯ ЖИЗНЬ

В личной жизни Николая Асеева была лишь одна настоящая любовь. Ею стала одна из сестер Синяковых Ксения Михайловна.

Именно ей молодой поэт посвятил одно из знаменитых стихотворений «За косы ее золотые…».

СМЕРТЬ

Последние годы жизни для поэта проходили достаточно сложно, так как он много болел. Из воспоминаний супруги поэта Ксении Асеевой: «Его последний день прошел так – я пришла к нему в больницу «Высокие горы», он сел на кровати и стал декламировать мне стихи. Он уходил из жизни с любимыми стихами на устах…».