logo
Муниципальное бюджетное учреждение культуры
Бакалинская межпоселенческая
централизованная библиотечная система
header img

1 МАЯ – 100 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ВИКТОРА АСТАФЬЕВА.

ВИКТОР ПЕТРОВИЧ АСТАФЬЕВ (1 мая 1924, Овсянка, Енисейская губерния — 29 ноября 2001, Красноярск) — советский и российский писатель, эссеист, драматург, сценарист. Герой Социалистического Труда (1989), лауреат двух Государственных премий РФ (1995, 2003 — посмертно), двух Государственных премий СССР (1978, 1991) и Государственной премии РСФСР имени М. Горького (1975), кавалер ордена Ленина (1989). Член Союза писателей СССР. С 1989 по 1991 год — народный депутат СССР. Участник Великой Отечественной войны.

Виктор Астафьев родился в селе Овсянка Красноярского края. Рано лишившись матери, воспитывался в семье бабушки и дедушки, затем в детском доме.

В 1942 году Виктор Астафьев окончил Железнодорожную школу ФЗО, затем работал четыре месяца составителем поездов на станции Базаиха под Красноярском.

Во время Великой Отечественной войны Астафьев ушел на фронт добровольцем, воевал простым солдатом, был ранен. Фронтовые заслуги Астафьева отмечены орденом Красной Звезды, медалями «За отвагу», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», «За освобождение Польши».

Вернувшись с фронта, Астафьев поселился на Урале. Работал слесарем, подсобным рабочим, учителем. С 1951 года по 1955 год Астафьев был литературным сотрудником газеты «Чусовской рабочий». В 1951 году в этой газете был опубликован его первый рассказ «Гражданский человек». В 1953 году в Молотове (ныне — Пермь) вышла первая книга Астафьева «До будущей весны». В 1955 году — опубликована вторая книга писателя под названием «Огоньки». В 1958 году увидел свет его роман «Тают снега».

Конец 1950-х годов отмечен расцветом лирической прозы Виктора Астафьева. Повести «Перевал» (1958-1959) и «Стародуб» (1960), повесть «Звездопад» (1960), написанная всего за несколько дней, принесли писателю широкую известность.

Чрезвычайно плодотворными для писателя были 1960-е годы: написана повесть «Кража» (1961-1965), новеллы, составившие впоследствии повесть в рассказах “Последний поклон”. В 1968 году повесть «Последний поклон» вышла в Перми отдельной книгой.

С 1973 года в печати появляются рассказы, составившие впоследствии знаменитое повествование в рассказах «Царь-рыба». Впервые «Царь-рыба» была опубликована в книге «Мальчик в белой рубахе», вышедшей в издательстве «Молодая гвардия» в 1977 году.

С 1978 года по 1982 год Астафьев работал над повестью «Зрячий посох», изданной в 1988 году.

В 1980 году писатель переехал жить на родину — в Красноярск. Здесь начался новый период его творчества. В Красноярске и в Овсянке — деревне его детства — им написаны романы «Печальный детектив» (1985) и «Прокляты и убиты» (1995), повести «Так хочется жить» (1995), «Обертон» (1995-1996) и «Веселый солдат» (1997), рассказы «Медвежья кровь» (1984), «Жизнь прожить» (1985), «Вимба» (1985), «Светопреставление» (1986), «Слепой рыбак» (1986), «Ловля пескарей в Грузии» (1986), «Тельняшка с Тихого океана» (1986), «Голубое поле под голубыми небесами» (1987), «Улыбка волчицы» (1989), «Мною рожденный» (1989), «Людочка» (1989), «Разговор со старым ружьем» (1997).

Параллельно с художественным творчеством в 1980-е годы Астафьев занимался публицистикой. Документальные рассказы о природе и охоте, очерки о писателях, размышления о творчестве, очерки о Вологодчине, где писатель жил с 1969 года по 1979 год, о Сибири, куда вернулся в 1980 году, составили сборники: «Древнее, вечное…» (1980), «Посох памяти» (1980), «Всему свой час» (1985). В 1997-1998 годах в Красноярске было осуществлено издание Собрания сочинений Виктора Астафьева в 15 томах, с подробными комментариями автора.

Виктор Астафьев был народным депутатом СССР (1989-1991), секретарем Союза писателей СССР, вице-президентом ассоциации писателей «Европейский форум».

Астафьев — Герой Социалистического Труда (1989), кавалер орденов Ленина (1989), Трудового Красного Знамени (1971, 1974, 1984), Дружбы народов (1981), «За заслуги перед Отечеством» II степени (1999).

Творчество писателя было отмечено Государственной премией РСФСР имени М. Горького (1975), Государственной премии СССР (1978, 1991), Российской независимой премией «Триумф» (1994), Государственной премией РФ (1995, 2003 (посмертно)), Пушкинской премией фонда Альфреда Тепфера (1997), премией «За честь и достоинство таланта» Международного литфонда (1998), премией имени Аполлона Григорьева Академии русской современной словесности (1999).

Срослись в единое целое

Жена была самым главным подвижником его творчества: и боевая подруга, и секретарь, и первый читатель. Замруководителя Мемориального комплекса В.П. Астафьева в Овсянке, научный руководитель Национального центра писателя Татьяна Зыкова вспоминает, когда Астафьев работал в Красноярске (писатель жил там с поздней осени и до начала весны), об этом знал весь Академгородок.

“Пишущая машинка замолкала, только когда надо было приготовить обед. Некоторые произведения, например “Пастуха и пастушку”, Мария Семеновна перепечатывала 14 раз. Он все время что-то вносил, менял, и приходилось перепечатывать. То же самое было с романом “Прокляты и убиты”. Однажды внучка Виктора Петровича Полина рассказала такой интересный факт. Часто Астафьев писал, комкал бумагу, бросал, когда думал, что что-то не так и это не пойдет в текст. Мария Семеновна подбирала эти листки, разглаживала через тряпочку паром, незаметно подкладывала ему в рукопись. Он, возвращаясь к написанному ранее и прочитав, говорил: “Мань, послушай, вроде ничего”, — рассказывает Татьяна Зыкова.

Памятник Виктору Астафьеву и его жене, установленный во дворе дома писателя в Овсянке. Виктория Мельникова/ ТАСС
Памятник Виктору Астафьеву и его жене, установленный во дворе дома писателя в Овсянке

Мария Семеновна внешне была небольшой, хрупкой женщиной. Но при этом, по воспоминаниям многих друзей, коллег, она была будто со стальным стержнем внутри, с огромным терпением, безграничной любовью и преданностью своему Вите. “Во дворе дома Астафьева в Овсянке стоит памятник — Виктор Петрович и Мария Семеновна сидят на лавочке. Удивительно, насколько скульптор Владимир Зеленов, много лет друживший с семьей, точно уловил и передал атмосферу. Сидит Виктор Петрович такой немного вальяжный, и рядом, на краешке, Мария Семеновна смотрит на него. Кажется, скажи он что-нибудь, и она тут же бросится делать. Скульптурный портрет пронизан любовью”, — говорит Татьяна Зыкова.

 

“Домик свой оставляю музею для пригляду”

29 ноября 2001 года писатель скончался в селе Овсянка Красноярского края, похоронен там же.

После смерти Виктора Петровича важную, а может, даже и основную роль в сохранении его имени и творчества взял на себя Красноярский краеведческий музей. Это произошло не случайно. Одними из первых, с кем начал общаться писатель после возвращения на родину в 1980 году, были именно музейщики.

В 1980 году директором Краеведческого музея стала Валентина Ярошевская, с тех же пор началась ее дружба с семьей Астафьева. “С того момента, как Астафьев появился в Красноярске, его имя постоянно было на слуху в музее. Наши сотрудники ездили помогать ему в Овсянку, если что-то в доме или в огороде надо было сделать. Он был у нас частым гостем. Ни одно крупное событие музея не проходило без Виктора Петровича. Все праздники он был у нас. Недаром он в завещании написал: “домик мой я отдаю Краеведческому музею для пригляду”. С открытия его для посетителей в 2002 году в доме писателя все осталось как при нем — ни один предмет не поменял свое место. С этого началась музеефикация Овсянки и наследия Виктора Петровича”, — рассказывает Татьяна Зыкова.

Дом Виктора Астафьева в Овсянке. Виктория Мельникова/ ТАСС
Дом Виктора Астафьева в Овсянке

Именно Ярошевская стала своеобразной второй мамой для внучки Виктора Петровича — Полины, которая вместе с братом Виктором после смерти дочери писателя Ирины переехала из Вологды к бабушке и дедушке в Красноярск. “Вот уже седьмой год, как Полина работает в музее. Она создала музейно-театральную студию “Сибирячок”, как никто другой чувствует произведения деда. В репертуаре спектакли, поставленные по произведениям Астафьева”, — делится Татьяна Зыкова.

Символично, что и прощались с Виктором Петровичем в стенах музея. На похоронах собралось около 20 тысяч человек. В 135-летней истории музея такое было впервые. Сегодня именно Краеведческий готовит к открытию масштабный проект — Национальный центр имени Астафьева в Овсянке, где расскажут о героях книг писателя, интересных фактах его биографии, представят письма, воспоминания, фотографии его друзей.

 

источник: https://pinsklib.by/2024/04/23/viktor-astafev/, https://tass.ru/kultura/20370419