logo
Муниципальное бюджетное учреждение культуры
Бакалинская межпоселенческая
централизованная библиотечная система
header img

Антикоррупционные стандарты: история и современность

Современная система антикоррупционных ограничений, запретов и обязанностей уходит корнями в царскую Россию. Утвержденный Петром I в 1720 году Генеральный регламент требовал от состоящих на государственной службе трудиться «верно и прилежно, ни по дружбе, или вражде, или из-за взяток». Реформы Александра II также затронули принципы поведения на государевой службе, которые близки к современным подходам к профилактике коррупции. Так, для чиновников и их жен предусматривалось декларирование имущественного положения и своих расходов путем внесения соответствующих сведений в «Списки гражданским чинам такого-то ведомства».

В постсоветской России требование для чиновников предоставлять сведения о своих доходах и имуществе впервые было введено в 1995 году, однако все эти сведения имели ограниченный доступ, а их проверка осуществлялась только налоговой службой. Так, в соответствии со статьей 12 Федерального закона от 31.07.1995 № 119-ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации» госслужащие должны были предоставлять в налоговую службу сведения о полученных ими доходах и имуществе. В развитие положений закона были приняты указы Президента Российской Федерации от 15.05.1997 № 484 «О представлении лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, и лицами, замещающими государственные должности государственной службы и должности в органах местного самоуправления, сведений о доходах и имуществе» и от 01.06.1998 № 641 «О мерах по организации проверки сведений, представляемых лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации в порядке назначения и государственные должности федеральной государственной службы».

Основой для создания современной системы ограничений, запретов и обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, стала государственная гражданская и муниципальная службы.

В дальнейшем поведенческие антикоррупционные стандарты были распространены в разных объемах на служащих Центрального банка Российской Федерации, работников государственных корпораций, публично-правовых компаний, внебюджетных фондов, иных организаций, создаваемых Российской Федерацией на основании федеральных законов, а также подведомственных федеральным государственным органам организаций.

Кроме того, в установленном Правительством Российской Федерацией порядке ряд антикоррупционных ограничений, запретов и обязанностей коснулся руководителей унитарных предприятий, государственных (муниципальных) учреждений и лиц, замещающих (претендующих на замещение) должности руководителя, заместителя руководителя и главного бухгалтера в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед Правительством Российской Федерации (ПАО «Газпром», ПАО «Сбербанк России» и другие).