logo
Муниципальное бюджетное учреждение культуры
Бакалинская межпоселенческая
централизованная библиотечная система
header img

Карманные деньги: за и против.

Вед.:
Мне вечером выдали
Деньги карманные.
Но деньги карманные
Очень уж странные:
В кармане штанов
Только ночь скоротали,
А утром…
Конфетно-жевачными стали. (Андрей Сметанин)

– Связано ли данное стихотворение с темой нашего занятия? Почему вы так считаете?

– Что такое карманные деньги?

Работа в парах: дать своё определение данному термину.

Карманные деньги – средство обучения финансовой грамотности, когда на практике ребёнок учится и открывает для себя мир сбережений, мир покупок, мир инвестирования и мир возможностей, которые дают деньги.

Карманные деньги – это деньги, которые ребёнок может тратить на своё усмотрение: на игрушки, на булочки и конфетки, на красивую ручку и т.п.

Карманные деньги – это сумма, выделяемая детям на их собственные нужды.

Карманные деньги – это определенная сумма денег, которая находится в полном распоряжении ребенка. Деньги ребенку нужны для того, чтобы чувствовать себя личностью в мире самодостаточных взрослых.

Карманные деньги — это умение подсчитывать и рассчитывать, сберегать и накапливать.

Карманные деньги – это некая фиксированная сумма денег, выдаваемых ребёнку на личные расходы, и которой он волен распоряжаться, как ему угодно.

– Есть ли в России проблема карманных денег?

– В чём она заключается? (Сколько, для чего, откуда).

  1. С какого возраста выдавать карманные деньги?(с 5 – 7 лет).

Карманные деньги не нужны:

– Пока ребёнок мал, всё необходимое ему должны покупать взрослые.

– Ребёнок не может самостоятельно сделать правильный выбор.

– Деньги могут «испортят» его.

– Он может их потратить на ненужные вещи.

– Если ему давать деньги регулярно, он станет капризным, балованным, не способным сдерживать свои желания.

  1. Какую сумму давать ребёнку?

Какую сумму выдавать в качестве карманных денег? Для маленьких детей 10 рублей. Сумма карманных денег должна быть фиксированной и не зависеть ни от настроения родителей, ни от плохого-хорошего поведения ребёнка. Она просто есть – и ВСЁ! На неё ничто не влияет. С возрастом у детей растут и потребности, поэтому и сумма должна увеличиваться.

– Сумма зависит от бюджета семьи.

– Начинать нужно с малых сумм, например 100 рублей в неделю.

– Карманных денег не должно быть много.

– Важно определить, сколько денег ребёнок сможет потратить «с умом»в соответствии с возрастом.

– Установленная сумма не должна увеличиваться под предлогом того, что ребенок уже всё истратил.

– Все изменения в правилах выплаты карманных денег должны согласовываться с ребёнком.

Это интересно:

  • 88% родителей Великобритании выдают детям карманные деньги строго по плану: с 6,5 лет – в среднем 1,5$ в неделю, 17-летнему подростку – 10$ в неделю. С 10 лет – дети начинают подрабатывать.
  • В Германии законодательно решен вопрос о количестве карманных денег в неделю: до 6 лет- 50 центов, 7лет -1,5-2 евро, 10лет – 10-12 евро, 13 лет – 20 евро, 15 лет – 25-30 евро, Покупательная способность детей в среднем 7,5 млрд евро в год.
  • В России, в среднем, школьник получает примерно 750 рублей в неделю.
  • Самые большие карманные расходы у норвежских школьников — 4 600 рублей в неделю. Но,60% норвежских детей откладывают часть полученных денег.
  • Самые маленькие расходы у индийских и египетских детей — примерно, 120-160 рублей в неделю.
  • В Швеции деньги накопить детям очень легко и совсем не затратно для родителей. До 20 лет шведским детям платит на карманные расходы государство – 152 доллара ежемесячно. В школе питание бесплатное. А если ещё родители будут «участвовать» в этакой своеобразной «программе софинансирования», то есть добавлять к сумме, накопленной от государства, такую же сумму от себя – то к 20-летию на счету ребёнка наберется кругленькая сумма. В Швеции дети зарабатывают деньги на продаже своих ненужных вещей (одежды, игрушек, книг) и уже с 15-ти лет могут организовать свой бизнес. В стране очень много таких молодых бизнесменов. А ещё есть сладкое в Швеции дети могут только по субботам.
  1. Как часто давать деньги?

– Чем меньше возраст, тем чаще выдавать. Небольшие суммы, например 1 раз в неделю

– Старшеклассникам целесообразно выдавать карманные деньги 1 раз в месяц.

– Ежегодно (например, начиная со дня рождения) сумма карманных денег и обязанности ребенка должны увеличиваться.

– Нерегулярность получения ребёнком карманных денег, отсутствие чётко оговорённой суммы, на которую ребёнок может рассчитывать, приводят к тому, что практика карманных денег оказывается совершенно бесполезной для экономического воспитания ребёнка.

  1. Нужно ли давать ребёнку деньги за то, чтобы он сделал уборку в доме?

Нет. Сделать уборку, помыть посуду – часть наших повседневных обязанностей. Заплатите ребёнку раз, и вы вряд ли дождётесь добровольной помощи по дому – он начнёт требовать оплаты вне зависимости от вида домашней работы. У ребёнка сотрётся грань между домашними обязанностями и … вымогательством.

  1. Нужно ли давать ребёнку деньги за отметки в школе, за отличную учёбу?

Нет. Учёба – это, конечно, труд. Но это ещё и время определить – в каком направлении развиваться, совершенствоваться. Ребёнок, поставленный в зависимость от денег, не может, не успевает ничего совершенствовать. Он ходит в школу не ради знания, а ради оценки, «на заработки». Некоторые родители устанавливают в балльной системе стоимость оценки («5» – 100 руб., «4» – 50 руб. и т.п.)а в случае плохой оценки в школе или невыполнения задания в качестве наказания лишают ребёнка этих денег. Можно ли так поступать? Теоретически – нельзя, но, к сожалению, на практике часто работает. Получается, что ребёнок начинает выполнять какие-то просьбы или задания «из-под палки» – не для себя, а для кого-то.

6.    Нужно ли требовать отчёта о потраченной сумме?

Нет. Требовать полных финансовых отчётов не стоит, особенно от подростка. При строгом контроле за тратами теряется сам смысл обладания карманными деньгами. Так ребёнок никогда не научится самостоятельно ими распоряжаться. Не говоря уж о том, что не получит никакого удовольствия. Вмешиваться необходимо, только если вы твёрдо уверены, что деньги тратятся на недостойные цели.

Часто родители волнуются, что дети потратят деньги на что-то плохое. Недоверие сильно ранит. Лучше вовсе не давать ребёнку карманных денег, чем отравить его жизнь постоянными подозрениями о том, что он купил что-то запретное.

Таким образом, ребёнку нужно позволить тратить свои деньги по собственному выбору.

7.    Для чего нужны карманные деньги?

Работа в парах:

– На определение жизненных целей.

– Чтобы не выглядеть белой вороной среди более «продвинутых» одноклассников или, наоборот, чтобы выделиться из толпы.

– Возможность перекусить.

– На проезд.

– На покупку сладостей…

– На удовлетворение прочих детских желаний и потребностей.

 

  1. Ваше отношение к карманным деньгам: за или против?

Работа в группах: обсуждение и заполнение таблицы «Плюсы и минусы наличия карманных денег».

Минусы наличия карманных денег у детей Плюсы наличия карманных денег у детей
1.Пустая трата денег на «бесполезное».2. Деньги балуют.

3. Не знают цену деньгам.

4.Требование денег за выполненную работу.

5. Шантаж, желание торговаться.

1. Умение разумно распоряжаться денежными ресурсами.2. Знает цену деньгам.

3. Учится разумно тратить деньги.

4. Самостоятельность в принятии решения о выборе покупки.

5. Деньги придают уверенность в себе, независимость.

1.
6. Карманные деньги помогут в экстренной ситуации, когда нужно срочно вызвать такси, купить лекарство и т.п.

2.
7. Подростку позволяют чувствовать себя увереннее (цветы, кино).

 

  1. Как заработать карманные деньги?

Разработка мини-проекта «Как самому заработать на карманные расходы»:

Чтобы ребёнок на собственном опыте понял, что такое заработок, и впредь ценил свой труд и труд родителей, дайте ему возможность заработать себе на карманные расходы. Для этого можно:

  • работать промоутером (раздавать флаера, участвовать в разнообразных промо-акциях);
  • подрабатывать на интернет-биржах фриланса (для школьников подойдет несложная работа рерайтером или, при наличии соответствующих навыков, обработка цифровых фотографий на заказ);
  • если ребенок увлекается рукоделием, то может организовать продажу своих наиболее удачных поделок.

Карманные деньги для детей не являются острой необходимостью, но они помогают ребенку учиться чувствовать себя взрослым и ответственным.

  • Итоги и рефлексия.

– Как вы понимаете фразу «Богатый ребёнок, умный ребёнок»?

– Связана ли она с темой занятия?

Это название книги Роберта Кийосаки – американского предпринимателя, инвестора, писателя и преподавателя.

« Наука о деньгах – предмет, изучаемый дома, а не в школе», – эта фраза тоже принадлежит Роберту Кийосаки. Как вы её понимаете?

Кийосаки часто говорит: «Мы ходим в школу, чтобы научиться не жалея сил работать за деньги. Я пишу книги и создаю игры, которые учат людей, как заставить деньги работать на них, чтобы они смогли насладиться богатствами этого прекрасного мира, в котором мы живём».

– Был ли данный урок полезен для вас? Какие уроки вы из него извлекли?

Выводы:

  • Умение обращаться с деньгами – это совершенно особый навык, который успешно поддаётся тренировке.
  • Карманные деньги – лучший тренажёр финансовой самостоятельности детей.
  • Главная цель карманных денег – научить ребёнка тратить деньги, делая различные покупки и не неся ответственности за свой выбор.
  • Чем раньше начать развивать финансовую грамотность, тем раньше можно рассчитывать на финансовую независимость и самостоятельность детей и подростков.

«Грамотность» – означает принятие взвешенных, обдуманных и эффективных решений по формированию и распределению фондов личных денежных средств. А это навыки бесценные в условиях рыночной экономики и капитализма, в которых мы все живём.